Наталья Титова

4 Окт 2014
почетный работник образования
Наталья Титова
– Как Вы пришли в профессию учителя? 

– У меня ощущение, что я работаю учителем чуть ли не с первого класса. Моя старшая сестра тоже преподавала в школе и, когда приносила домой проверять тетради учеников, разрешала мне ставить оценки. На протяжении всех моих школьных лет я помогала ей подготавливать классы к смотрам, репетировать спектакли. Я заходила к ней в класс, понимала, что ребятишки ждут меня и что им интересно со мной. Потом поступила в классический университет, педагогическая практика в студенчестве давалась мне очень легко. В школу пришла 32 года назад. Мне сразу дали старшие классы – я столкнулась со своими сверстниками, было очень сложно, даже хотелось уйти. Но завуч в школе посоветовала не торопиться, довести старшеклассников до выпуска, а потом пообещала мне дать пятиклашек... Она была права. Работать с детьми, начиная с детского возраста, – совсем другая история. Я учила их семь лет, они становились старше – я узнавала в них себя... Поэтому не ушла. И слава Богу! Я выпустила четыре поколения учеников и уже не смогу без их детских глаз и интересных, порой неожиданных ответов на уроках, которые приводят меня в восхищение и сейчас...  

– Что для Вас стало самым главным достижением в профессии?  

– Я старалась заложить в детей любовь к школе, желание вернуться сюда, пыталась создать для них очень камерную и теплую атмосферу в классе. Они и по истечении многих лет после окончания школы продолжают общаться со мной и друг с другом. У них остались приятные воспоминания о школьных годах – и это самое главное мое достижение как учителя. Что касается профессиональных конкурсов, то стала победителем городского конкурса «Призвание» в 2011-м, в этом году меня занесли на Доску почета работников муниципальной системы образования. А, вообще, считаю, что участие в профессиональных конкурсах – захватывающий творческий процесс, который требует очень много времени и сил. Мне придется отвлекаться от своих совершенно конкретных детей, сидящих передо мной здесь и сейчас. Готовясь к конкурсам, я что-то отниму у них, а порой и полчаса разговора с ребенком могут очень сильно изменить его мысли, спасти его от чего-то. 

– Имея за плечами такой опыт работы в школе, можете сказать, как и насколько изменилось содержание профессии учителя?  

– Профессия педагога достаточно консервативна, в хорошем смысле этого слова. Живо то, на чем стояла это профессия и 30 лет назад, – любовь учителей к своей профессии, к детям и желание найти взаимопонимание с ними. Все остальное, конечно, изменилось. Мы стали учить детей разнообразнее и интереснее, помогают в этом новые технические средства: планшеты, компьютеры, интерактивные доски... Дети хотят видеть во мне не представителя каменного века, они хотят говорить со мной на современном языке... Поэтому приходится меняться, осваивать все новшества – в этом плане дети и сами могут нас, учителей, многому научить. Мы с ними меняемся ролями, когда речь заходит о технологиях.  

– А изменился ли, по Вашему мнению, ученик?  

– Дети очень изменились. Они стали более самодостаточными, очень много знают сами, поэтому сложнее завоевать доверие. Иногда я даже задаю себе вопрос: а нужен ли им учитель? Сегодня преподаватель должен быть осведомленнее, увереннее, сильнее в профессиональном отношение, чем раньше, потому что нынешние дети очень требовательны. Те ребята, с которыми я работала раньше, были более открытыми, доверчивыми, иногда беспомощными, сильнее зависели от учителя. Сейчас завоевать авторитет у учеников гораздо сложнее, особенно, когда они в плане технических новшеств знают и умеют гораздо больше. Но я стараюсь соответствовать. Труднее стало общаться и в межличностном плане, ребятишки очень закрыты, нужно приложить очень много усилий, чтобы растопить их лед. А ведь отношение ребенка к предмету зависит от его отношения к учителю. Будет комфортно с учителем – понравится и предмет, а тогда появятся и хорошие результаты.  

– И как достичь взаимопонимания с учениками?  

– Самое главное – любить детей. К каждому нужен свой подход, с каждым нужно «плести разные кружева», знать, что происходит у ребенка дома, видеть, что творится в его детской душе... Нужно быть очень отзывчивым, интересоваться мыслями ребенка, быть внимательным к нему. Общение с детьми – это очень ювелирная работа.  

– Как сохранить терпение, работая с детьми? Сейчас издания частенько пестрят заголовками: учитель заклеил ученикам рот скотчем, учитель рисовал на лбу своих подопечных двойки... 

– После таких поступков учитель должен просто выйти из школы и закрыть навсегда дверь за собой. Такими методами достучаться до сердца ребенка невозможно, это не просто самый длинный путь к нему, а бездорожье, которое приведет в бездну. Нужно понимать детей, любить их – это самое главное в профессии, поэтому и повторяюсь. Оскорбления учителем своих учеников, рукоприкладство – это проявление слабости учителя, после этого он не добьется детского доверия. Дети всегда ждут, как учитель отреагирует на тот или иной их поступок. Хотя, честно говоря, у меня даже не возникало никогда желания сорваться на детей. Я когда захожу в класс, у меня возникает такое чувство, что я попала в облако любви, которое исходит от детей...  

– Вы так много сказали положительного о своей профессии. А есть ли у нее какие-то минусы? 

 – Иногда так много работы, что приходится спать в сутки всего по два часа, а потом снова выходить на «сцену» класса, вести новый урок... Самый главный и большой минус – профессия учителя требует очень много личного времени.  

– Что пожелаете своим коллегам в честь Дня учителя?  

– Чтобы они никогда не испытывали опустошенности. В этом году я выпустила одиннадцатый класс, а у меня такое чувство, как будто и часть меня ушла вместе с ними. И такие ощущения возникают при каждом выпуске. Конечно, с приходом новых детей все это восполняется... Но все-таки хочется, чтобы такой «светлой печали» у нас было меньше. Чтобы получали больше радости и удовольствия от того, что делаем, чтобы видели хорошие результаты своих учеников... Ну и самое главное, чего желаю коллегам, – крепкого здоровья!
Ключевые слова
учитель
22.11.2017
Журнал Forbes подвел итоги текущего года....
21.11.2017
Около половины из них сталкивались с приставаниями...
21.11.2017
Их средняя зарплата всего 17,8 тысяч рублей....
АКТУАЛЬНО
СТАТЬИ
16.11.2017
Чтобы восстановить свои трудовые права, она обрати...
17.10.2017
Женщину заставляли работать во время тяжелой болез...
05.10.2017
Мужчина требовал выплаты тройного оклада....
16.11.2017
Чтобы восстановить свои трудовые права, она обрати...
17.10.2017
Женщину заставляли работать во время тяжелой болез...
05.10.2017
Мужчина требовал выплаты тройного оклада....
...за создание рабочих мест
+4
Глава департамента транспорта омской мэрии Виталий Маслик решил пригласить на работу «газелистов». далее

27 Янв 2016
Медицина, образование, страхование, продажи...Омичи могут стать специалистами в любой области - стоит лишь немного заплатить. далее
БЛОГИ
16.08.2016
В свое время после какого-то то руководительского тренинга м...
архив статей
смотрите также
Профессиональный календарь
Законы и документы
Карьерный гороскоп
Кадровый юмор