Наталья Титова

4 Окт 2014
почетный работник образования
Наталья Титова
– Как Вы пришли в профессию учителя? 

– У меня ощущение, что я работаю учителем чуть ли не с первого класса. Моя старшая сестра тоже преподавала в школе и, когда приносила домой проверять тетради учеников, разрешала мне ставить оценки. На протяжении всех моих школьных лет я помогала ей подготавливать классы к смотрам, репетировать спектакли. Я заходила к ней в класс, понимала, что ребятишки ждут меня и что им интересно со мной. Потом поступила в классический университет, педагогическая практика в студенчестве давалась мне очень легко. В школу пришла 32 года назад. Мне сразу дали старшие классы – я столкнулась со своими сверстниками, было очень сложно, даже хотелось уйти. Но завуч в школе посоветовала не торопиться, довести старшеклассников до выпуска, а потом пообещала мне дать пятиклашек... Она была права. Работать с детьми, начиная с детского возраста, – совсем другая история. Я учила их семь лет, они становились старше – я узнавала в них себя... Поэтому не ушла. И слава Богу! Я выпустила четыре поколения учеников и уже не смогу без их детских глаз и интересных, порой неожиданных ответов на уроках, которые приводят меня в восхищение и сейчас...  

– Что для Вас стало самым главным достижением в профессии?  

– Я старалась заложить в детей любовь к школе, желание вернуться сюда, пыталась создать для них очень камерную и теплую атмосферу в классе. Они и по истечении многих лет после окончания школы продолжают общаться со мной и друг с другом. У них остались приятные воспоминания о школьных годах – и это самое главное мое достижение как учителя. Что касается профессиональных конкурсов, то стала победителем городского конкурса «Призвание» в 2011-м, в этом году меня занесли на Доску почета работников муниципальной системы образования. А, вообще, считаю, что участие в профессиональных конкурсах – захватывающий творческий процесс, который требует очень много времени и сил. Мне придется отвлекаться от своих совершенно конкретных детей, сидящих передо мной здесь и сейчас. Готовясь к конкурсам, я что-то отниму у них, а порой и полчаса разговора с ребенком могут очень сильно изменить его мысли, спасти его от чего-то. 

– Имея за плечами такой опыт работы в школе, можете сказать, как и насколько изменилось содержание профессии учителя?  

– Профессия педагога достаточно консервативна, в хорошем смысле этого слова. Живо то, на чем стояла это профессия и 30 лет назад, – любовь учителей к своей профессии, к детям и желание найти взаимопонимание с ними. Все остальное, конечно, изменилось. Мы стали учить детей разнообразнее и интереснее, помогают в этом новые технические средства: планшеты, компьютеры, интерактивные доски... Дети хотят видеть во мне не представителя каменного века, они хотят говорить со мной на современном языке... Поэтому приходится меняться, осваивать все новшества – в этом плане дети и сами могут нас, учителей, многому научить. Мы с ними меняемся ролями, когда речь заходит о технологиях.  

– А изменился ли, по Вашему мнению, ученик?  

– Дети очень изменились. Они стали более самодостаточными, очень много знают сами, поэтому сложнее завоевать доверие. Иногда я даже задаю себе вопрос: а нужен ли им учитель? Сегодня преподаватель должен быть осведомленнее, увереннее, сильнее в профессиональном отношение, чем раньше, потому что нынешние дети очень требовательны. Те ребята, с которыми я работала раньше, были более открытыми, доверчивыми, иногда беспомощными, сильнее зависели от учителя. Сейчас завоевать авторитет у учеников гораздо сложнее, особенно, когда они в плане технических новшеств знают и умеют гораздо больше. Но я стараюсь соответствовать. Труднее стало общаться и в межличностном плане, ребятишки очень закрыты, нужно приложить очень много усилий, чтобы растопить их лед. А ведь отношение ребенка к предмету зависит от его отношения к учителю. Будет комфортно с учителем – понравится и предмет, а тогда появятся и хорошие результаты.  

– И как достичь взаимопонимания с учениками?  

– Самое главное – любить детей. К каждому нужен свой подход, с каждым нужно «плести разные кружева», знать, что происходит у ребенка дома, видеть, что творится в его детской душе... Нужно быть очень отзывчивым, интересоваться мыслями ребенка, быть внимательным к нему. Общение с детьми – это очень ювелирная работа.  

– Как сохранить терпение, работая с детьми? Сейчас издания частенько пестрят заголовками: учитель заклеил ученикам рот скотчем, учитель рисовал на лбу своих подопечных двойки... 

– После таких поступков учитель должен просто выйти из школы и закрыть навсегда дверь за собой. Такими методами достучаться до сердца ребенка невозможно, это не просто самый длинный путь к нему, а бездорожье, которое приведет в бездну. Нужно понимать детей, любить их – это самое главное в профессии, поэтому и повторяюсь. Оскорбления учителем своих учеников, рукоприкладство – это проявление слабости учителя, после этого он не добьется детского доверия. Дети всегда ждут, как учитель отреагирует на тот или иной их поступок. Хотя, честно говоря, у меня даже не возникало никогда желания сорваться на детей. Я когда захожу в класс, у меня возникает такое чувство, что я попала в облако любви, которое исходит от детей...  

– Вы так много сказали положительного о своей профессии. А есть ли у нее какие-то минусы? 

 – Иногда так много работы, что приходится спать в сутки всего по два часа, а потом снова выходить на «сцену» класса, вести новый урок... Самый главный и большой минус – профессия учителя требует очень много личного времени.  

– Что пожелаете своим коллегам в честь Дня учителя?  

– Чтобы они никогда не испытывали опустошенности. В этом году я выпустила одиннадцатый класс, а у меня такое чувство, как будто и часть меня ушла вместе с ними. И такие ощущения возникают при каждом выпуске. Конечно, с приходом новых детей все это восполняется... Но все-таки хочется, чтобы такой «светлой печали» у нас было меньше. Чтобы получали больше радости и удовольствия от того, что делаем, чтобы видели хорошие результаты своих учеников... Ну и самое главное, чего желаю коллегам, – крепкого здоровья!
Ключевые слова
учитель
19.09.2017
Помимо зарплаты у работодателя школьники получали ...
19.09.2017
Стало известно, по какому графику будут отдыхать ж...
18.09.2017
Запросы сотрудников растут....
АКТУАЛЬНО
СТАТЬИ
05.09.2017
В трудовой книжке было указано, что он отработал 2...
21.08.2017
Омский политик и общественный деятель рассказал, п...
17.07.2017
За дискриминацию работодатель заплатил штраф....
05.09.2017
В трудовой книжке было указано, что он отработал 2...
21.08.2017
Омский политик и общественный деятель рассказал, п...
18.07.2017
Работодателя не устроили внешний вид и манеры соис...
...за создание рабочих мест
+4
Глава департамента транспорта омской мэрии Виталий Маслик решил пригласить на работу «газелистов». далее

27 Янв 2016
Медицина, образование, страхование, продажи...Омичи могут стать специалистами в любой области - стоит лишь немного заплатить. далее
БЛОГИ
16.08.2016
В свое время после какого-то то руководительского тренинга м...
архив статей
смотрите также
Профессиональный календарь
Законы и документы
Карьерный гороскоп
Кадровый юмор